Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

маратта карло

Энциклопедический словарь

МАРАТТА Карло - МАРА́ТТА (Maratta) (собств. Maratti) Карло (15 мая 1625, Камерино, Папская область - 15 декабря 1713, Рим), итальянский живописец и скульптор.

Был самым известным, признанным авторитетом в области живописи во второй пол. 17 в. - нач. 18 в. в Риме. С 1636 - работал в Риме. Сначала учился у А. Сакки, известного живописца, последователя традиций мастеров болонской школы (см. БОЛОНСКАЯ ШКОЛА), поклонника искусства Рафаэля (см. РАФАЭЛЬ САНТИ). Большое влияние на формирование его манеры имела дружба с Дж. П. Беллори, антикварием папы Климента X, библиотекарем королевы Кристины (см. КРИСТИНА Августа) Шведской, автором книги о Рафаэле (1695) и известного труда «L"Idea» (1672), в котором обосновывался теоретически метод работы художника-классициста, призванного соотносить натурные наблюдения с идеалами прекрасного в создании возвышенных образов - так называемая теория «bello ideale» или «теория отбора». Маратта стал для Беллори образцом воплощения его теоретических взглядов, во многом определивших устои преподавания в европейских академиях.

В Риме художник обрел много покровителей, среди которых был маркиз Н. М. Паллавиччини, крупный римский коллекционер. На его вилле в Дженцано Маратти имел мастерскую и исполнил для заказчика около 20 произведений. В написанном в 1692-95 гг. полотне «Аллегорический портрет маркиза Никколо Мария Паллавиччини» (частное собрание), художник изобразил себя, сидящим за мольбертом, стоящим слева своего покровителя и в центре - фигуру обнаженного прекрасного юноши, возможно, воплощающего аллегорию искусства.

Пользовавшийся покровительством многих пап (Александра VII, Климента IX, Климента X, Иннокентия XI, Климента XI), Маратта писал портреты многих из них.

В образах знатных особ («Климент IX». Санкт-Петербург, Эрмитаж; «Кардинал А. Бартерини». Рим, Галерея Корсини; «Мужской портрет». Берлин, Национальная Галерея) всегда подчеркнут аристократизм, импозантная поза, придающая значительность портретируемому. Более естественно трактован образ дочери художника - Фаустины Маратти (Рим, Галерея Корсини). В доме этой известной римской красавицы был литературный салон, где бывали члены академии «Аркадия», читали стихи, в том числе и ее муж-поэт Дж. Ф. Дзадпи, звучала музыка А. Корелли.

Уже в 1660-80-е гг. Маратта был самым авторитетным живописцем Рима. Он создал много алтарных образов в церквях Сант Андреа аль Квиринале, Сан Карло аль Корсо, Санта Кроче ин Джуресейлем, дель Джезу, Сан Джованни ин Фонте, Сан Джузеппе деи Фаленьями, Сан Исидоро, Сан Марко, Санта Мария сопра Минерва, Санта Мария ин Монтесанто, Санта Мария делла Паче, Санта Мария дель Пополо, Санта Мария ин Валичелла, Санта Мария дей Сетте Долори, Сан Пьетро, Санта Мария дельи Анджели. В картинах «Мадонна с младенцем, св. Франциском и св. Яковом Старшим» (1686-1689, Санта Мария ин Монте Санто) и «Крещение Христа» (1699, Санта Мария дельи Анджели), созданных уже зрелым мастером, с великолепным умением проявился талант Маратты соединять элементы стилистики барокко и римской классицистической традиции. Барочная экспрессия выглядит словно пригашенной и смягченной, поданной в классицистическом обрамлении. В облагороженных образах святых угадываются реминисценции из произведений Рафаэля, Сакки, болонцев. Уже в эти годы Маратта получил прозвище «Апеллес Рима», в 1662 стал членам Академии Сан Лука, а в 1664-1665 и затем в 1700-1713 - Почетным президентом.

В написанных в 1686 на вилле Альбани фреске «Смерть Марии» и своей самой знаменитой работе - росписи плафона палаццо Альтьери «Триумф имени Христа» (1674) - художник предстает столпом академизма, создателем официального «большого стиля», названного в теории академизма понятием «decorum», означающим облагороженные, тщательно отобранные сюжеты и формы. От Климента XI в 1704 он получает титул «Кавалера Ордена Христа»; в 1702 назначается Главным хранителем античных древностей Рима; руководит вместе со скульптором К. Рускони в 1710-е гг. созданием скульптурного и живописного убранства базилики Сан Джованни ин Латерано. Прекрасный знаток античности, живописи Рафаэля Маратта был приглашен в годы понтификата Иннокентия XI (1700-1721) реставрировать с учениками лоджии Рафаэля. В академических кругах эта работа была признана неудачной и в начале 18 в. вызвала широкую полемику о правомочности реставрации.

Если во фресковых росписях стиль Маратты ознаменовал новую римскую классицистическую манеру, противоположную барочному иллюзионизму Пьетро да Кортона (см. ПЬЕТРО ДА КОРТОНА), то в станковых произведениях художника барочная патетика тоже обретала иной характер, обретая рокайльный, аркадийский оттенок. Маленького кабинетного формата полотна Маратты («Аполлон и Дафна». 1681, Брюссель, Королевский Музей; «Святая ночь». Дрезден, Картинная галерея) на религиозные и мифологические сюжеты высоко ценились заказчиками. Не лишенные эротики и сентиментальности сюжеты трактовались в манере венецианцев, Корреджо (см. КОРРЕДЖО Антонио), предвосхищая вкусы рококо (см. РОКОКО).

Стиль Маратты оказал большое влияние на мастеров молодого поколения. В Риме охранителями его стали С. Конка, Ф. Тревизани, Ф. Империали, Б. Лути, К. Джакуинто, Дж. Кьяри.

Энциклопедия Кольера

МАРАТТА Карло (Maratti (Maratta), Carlo)

(1625-1713), также Маратти, итальянский художник, принадлежащий к римской школе, родился в Камерино, в области Марке, 13 марта 1625. Как последователь Андреа Сакки Маратти был приверженцем классической традиции в рамках позднего барокко. Картина Явление Богоматери св. Филиппо Нери (1675, Флоренция, галерея Питти) - произведение, полное благородства классики, достигаемого в равной степени благодаря красоте форм человеческого тела, сдержанности эмоций и насыщенности колорита. В картине Мадонна на троне со св. Игнатием и св. Карло Борромео (Рим, церковь Санта Мария ин Валличелла) также много черт барочной живописи: интенсивность религиозного чувства, подчеркнутые жесты святых, цветовое богатство их одеяний, а также композиционная схема, построенная на уходящих вглубь перекрещивающихся диагоналях. Бесстрастное лицо Богоматери контрастирует с эмоциональностью и благочестивым рвением святых. Хотя волнообразный контур и живые быстрые удары кисти являются признаками барочной живописи, скульптурная определенность формы и уравновешенность композиции восходят к искусству Рафаэля. Для церкви Санта Мария дельи Анджели Маратти написал картину Крещение Христа; здесь классическая симметрия и барочная подвижность фигур и драпировок сопровождаются четким разделением света и тени. Маратти может быть назван четвертым в ряду выдающихся представителей римской школы 17 в. после Караваджо, Аннибале Карраччи и Пьетро да Кортона. В его произведениях продуманность замысла и тщательность в разработке композиции, соразмерность и благородство форм и красота колорита сопоставимы с творчеством Гвидо Рени, еще одного приверженца классицизма эпохи барокко. Умер Маратти в Риме 15 декабря 1713.

Полезные сервисы